Минфин Чехии использует чужие деньги, не возвращая НДС фирмам

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги

В это трудно поверить, но многие крупные чешские фирмы не могут дождаться от государства возврата НДС многие месяцы! Нерасторопность Минфина не только мешает вести бизнес в Чехии, но и часто ведёт к ликвидации фирмы в Чехии, которая так и не дождалась возврата НДС. В первую очередь, эта угроза нависла над фирмами, которые занимаются экспортно-импортными операциями.

Министерство финансов Чехии понимает, что такая практика может привести к штрафным санкциям, что негативно скажется на состоянии государственной казны, поэтому инициирует многочисленные проверки компаний, которые долгое время не могут получить возврата НДС, обвиняя их в том, что свой бизнес в нашей стране они ведут только с целью получения больших денежных сумм от возвращения налога на добавленную стоимость. В итоге, экспортные фирмы, которые рассчитывали на возврат НДС, сталкиваются не только с проблемами с cash flow, а также ещё должны выдерживать многочисленные проверки со стороны Министерства финансов.

Особенно остро ситуация с возвратом НДС осложнилась в 2014-м году, когда Министерство финансов Чехии возглавил Андрей Бабиш (политическое движение «ДА», которая недавно одержала победу на парламентских выборах). В конце 2014-го года Министерство финансов блокировало на своих счетах почти восемь миллиардов крон, которые должны были быть возвращены чешским фирмам. Немного лучше была ситуация с возвратом НДС в 2015-м году (было блокировано пять миллиардов крон), а также в 2016-м (4,7 миллиарда крон, что, однако, значительно больше, нежели в 2012-м году).

Независимые эксперты полагают, что подобная практика Минфина Чехии задержек возврата налога НДС решает скорее проблемы бюджетного дефицита страны, нежели служит наведению порядка в сфере сбора налогов. По сути, каждая фирма в Чехии, которая платит НДС, из своего кармана улучшает финансовые показатели Чехии.

Министерство финансов Чехии отрицает все обвинения и оправдывает блокирование сумм возврата НДС тем, что вынуждено ежемесячно контролировать крупные экспортные фирмы, так как именно в области крупно-оптовой международной торговли сложились преступные финансовые группы, которые через фирмы-однодневки за счёт возврата НДС похищают огромные суммы.

По мнению независимых экспертов многомесячные задержки с возвратом НДС вынуждают многие фирмы снижать объёмы торговых операций, либо совсем уходить с рынка. Часто при расследовании финансовых махинаций Минфин Чехии блокирует суммы на счетах компаний, подозреваемых в уходе от налогов, однако, в этом случае у таких фирм есть возможность предпринять шаги для защиты своей репутации и доказать невиновность. В том случае, когда Министерство финансов просто задерживает возврат НДС, у фирмы нет правовых оснований для защиты от действий государственных органов.

Проблемы с возвратом НДС усугубляет и несовершенство действующего чешского законодательства, которое не допускает частичного возврата НДС по тем операциям, которые не оспариваются Министерством финансов Республики. Это упущение можно было бы легко решить внесением поправок в Закон об НДС Чехии, но такая инициатива не имеет никаких перспектив в Парламенте и в кабинете министров Республики, учитывая возрастающее влияние победителя недавних выборов — политического движения «ДА».

Многие крупные чешские фирмы уже обращались в суд за компенсацией финансовых потерь, возникших от действий Министерства финансов, сознательно задерживающего возврат НДС. К сожалению, после длительных судебных тяжб и положительных постановлений Верховного суда Чехии, право на компенсацию ущерба было наконец-то подтверждено, но в смехотворном размере на уровне ставок, устанавливаемых Центральным банком нашей страны. По мнению адвокатов, защищающих чешские фирмы от произвола Минфина, процентная ставка за задержку возврата НДС должна быть выше в пять-шесть раз, но особых надежд на положительное решение по этому вопросу крайне мало.

По материалам чешской прессы.