Недавний вердикт Верховного суда Чехии поставил перед угрозой ликвидации сотни тысяч фирм, а также грозит парализовать работу нотариусов и отделений городских и областных судов, отвечающих за работу Торгового реестра Республики. Беспрецедентное решение Верховного суда уже вызвало острую критику юристов и чешских предпринимателей, которым, судя по всему, придётся оплачивать из своего кармана очередную прихоть государственных чиновников.
Поясним, о чём, собственно, идёт речь: почти каждая фирма в Чехии из 450 000 тысяч, записанных в Торговом реестре Республики, зарегистрировала в нём следующий вид своей деятельности — «производство, торговля и услуги, не перечисленные в Приложениях 1–3 Закона о лицензировании предпринимательской деятельности».
Согласно недавнему решению Верховного суда данное определение не является достаточно конкретным и, соответственно, объявлено недействительным. Для исправления этого упущения директора и владельцы абсолютного большинства чешских фирм должны будут обратиться к нотариусу, чтобы изменить Устав фирмы, и только после этого — записать требуемые изменения в Торговом реестре. Каждая фирма в Чехии, которая проигнорирует это неоднозначное требование, может быть принудительно ликвидирована по решению соответствующего регистрационного суда.
Верховный суд Чехии вполне справедливо считает, что большинство чешских фирм имеют учредительные документы, в которых указан только один вид деятельности, а именно «производство, торговля и услуги, не перечисленные в Приложениях 1–3 Закона о лицензировании предпринимательской деятельности» (эта запись потом автоматически попадает в Торговый (Коммерческий) реестр и Реестр предпринимателей), поэтому невозможно даже после тщательного исследования основных документов подобной чешской компании понять, чем же именно она занимается. Напомним, действующий Закон о предпринимательской деятельности в настоящее время допускает 82 вида свободных видов ведения бизнеса, которые не требуют отдельного лицензирования, а также привлечения лица, ответственного за подобный вид деятельности. После вердикта Верховного суда каждая фирма в Чехии должна иметь в своём Уставе предельно ясное указание на основной вид деятельности. Парадоксальным является тот факт, что в настоящее время в Реестре предпринимателей по-прежнему сохранятся запись «производство, торговля и услуги, не перечисленные в Приложениях 1–3 Закона о лицензировании предпринимательской деятельности», однако, эта строка, по мнению судей должна навсегда исчезнуть из Торгового реестра.
Напомним, что ещё чуть более десяти лет назад суды действовали с точностью до наоборот. Судьи считали, что в Торговом реестре Чехии должен быть указан каждый вид свободной деятельности, причём, например, в конце прошлого века каждая строка в выписке из Реестра оплачивалась отдельно (то есть, если вы хотели записать пять новых видов деятельности, то Вам нужно было оплатить только за этот каприз 5000 крон). Позднее с вступлением в силу новой редакции Закона о предпринимательской деятельности Чехии все свободные виды деятельности были заменены уже цитированной выше строкой «производство, торговля и услуги, не перечисленные в Приложениях 1–3 Закона о лицензировании предпринимательской деятельности». И вот в этом году, похоже, правила снова будут изменены, что с одной стороны, потребует от предпринимателей оплачивать из своего кармана стоимость судебных издержек, с другой — может парализовать работу нотариальных контор и отделений городских и областных судов, отвечающих за работу Торгового реестра Республики
Озабоченность в связи с вердиктом Верховного суда высказывают и государственные чиновники. Так Адам Вениг, пресс-секретарь Городского суда Праги, прогнозирует необходимость создания специальных отделений суда и привлечения большого числа судей, которые будут решать только эту новую проблему, так как именно судьи обязаны будут рассылать многим сотням тысячам чешских фирм уведомления о необходимости уточнения вида деятельности. Если фирмы оставят эти запросы суда без внимания, то суды должны будут принять решение о принудительной ликвидации, назначить ликвидатора, а также выполнять все дальнейшие шаги для удаления записи о компании из Торгового реестра. Понятно, что в ближайшее время городские и областные суды, отвечающие за работу Торгового реестра, ждёт значительный прирост объёмов работы, с которым чиновники могут просто не справиться.
Примечательно, что деликт, который решал Верховный суд, вообще изначально не касался расплывчатого определения предмета бизнеса. Апелляция в Верховный суд была подана фирмой из Брно, которая предоставляла посреднические услуги в сфере недвижимости. После того, как весной 2020-го года эта деятельность перестала быть свободной, собственники компании должны были изменить Устав фирмы, чтобы записать в него этот вид деятельности, который ранее был включён в «производство, торговля и услуги, не перечисленные в Приложениях 1–3 Закона о лицензировании предпринимательской деятельности». Делать это учредители не захотели, а областной суд, в свою очередь, отказал в записи вида этого лицензируемого вида деятельности, так как он не был прописан в Уставе, после чего дело дошло до Верховного суда, в результате чего и появился спорный и неоднозначный вердикт, который, судя по всему, будет в ближайшее время решаться ещё и Конституционным судом.
Напомним, что сравнительно не так давно владельцы и директора чешских фирм уже оплатили из своего кармана, решение чиновников Верховного суда, которое, на первый взгляд, не было столь необходимыми. Я сейчас имею в виду ситуацию с числом директоров компаний, что ещё не так давно решалось простой записью в Уставе фирмы “один или более директоров”. Верховный суд посчитал это неприемлемым, после чего все чешские фирмы должны были не только уточнить число директоров в Торговом реестре, но и привести в соответствие с ним Уставы компаний, прописав точное их количество. Позднее, после января 2014-го года чешские предприниматели должны были записать в Торговом реестре строку о том, что фирма “Корпорация в целом соблюдает закон в соответствии с разделом 777 (5) Закона № 90/2012 “О торговых корпорациях и кооперативах», что привело к необходимости изменения Устава фирмы, а также оплаты судебных издержек. Но все эти нововведения не ставили чешские фирмы под угрозу принудительной ликвидации, как это может случиться сейчас после вердикта Верховного суда.
Дело в том, что нужно будет не только конкретизировать виды деятельности, но и прописать их в Уставе каждой фирмы, то есть, простой строки «производство, торговля и услуги, не перечисленные в Приложениях 1–3 Закона о лицензировании предпринимательской деятельности» уже не будет достаточно. В более выгодной ситуации оказались те фирмы, в Уставе которых, помимо упомянутой выше расплывчатой формулировки прописаны лицензируемые виды деятельности, как это делаем, например, мы все эти годы при регистрации каждой новой компании. Эти фирмы смогут внести изменения в Торговом реестре, убрав процитированную выше строку без изменения Устава.
Но главная неприятность состоит в том, что даже эти фирмы не смогут вести бизнес в тех областях, которые подпадают под свободную торговлю, так как в соответствии с решением Верховного суда, эта часть Устава как будто не существует. Те же фирмы, в Уставе которых записан только один вид деятельности «производство, торговля и услуги, не перечисленные в Приложениях 1–3 Закона о лицензировании предпринимательской деятельности», как это показано на иллюстрации к этой статье, должны будут обратиться к нотариусу для изменения общественного Договора учредителей фирмы, так как учредительные документы компании могут быть изменены только в решением учредителей компании в форме нотариального протокола. В итоге, каждая фирма в Чехии потратит на внесение изменений в Устав и в Торговом реестре от 350 евро и выше.
По материалам чешской прессы