Только одна фирма в Чехии из десяти отправила данные в Реестр владельцев

Реестр действительных владельцев фирм в Чехии при действующем Законодательстве пока совершенно бесполезен, так как никто не может гарантировать подлинность предоставляемой информации

К 1 января 2019 года более полумиллиона фирм, зарегистрированных в Чехии, должны были разместить данные о действительных владельцах в специальном реестре Министерства Юстиции Республики. Однако, эту новую обязанность, возникшую после актуализации Закона №304/2013 о общественных реестрах, выполнило всего лишь 65 тысяч чешских компаний, то есть примерно 12% от общего числа предприятий. Напомним, что новый порядок регистрации действительных владельцев чешских компаний является ещё одним инструментом в борьбе с легализацией доходов от преступной деятельности. Однако, никто пока не может сказать будет ли польза от нового Реестра владельцев компаний, так как практически невозможно гарантировать, что сведения, регистрируемые в нём, являются правдивыми. Реестр действительных владельцев фирм возник в начале 2018-го года, после чего каждая фирма в Чехии имела 12 месяцев для того, чтобы опубликовать необходимые данные. Однако, из-за недостаточной информированности директоров предприятий, недоработок в программном обеспечении Реестра, а также отсутствия штрафных санкций со стороны Министерства юстиции, подавляющее большинство чешских компаний саботировали это новую обязанность.

Именно отсутствие штрафных санкций со стороны государства, о чём сообщается на специальной странице сайта Министерства юстиции Чехии – одна из главных причин минимальной активности чешских компаний. И это, действительно, странно, так как в соответствии с Законом, о котором мы уже писали выше, штрафные санкции за отказ в предоставлении сведений в общественные Реестры, могут превышать 4000 евро. При повторном нарушении требований, укладываемых Законом, фирма в Чехии может быть отправлена в ликвидацию. И хотя новый Реестр владельцев в настоящее время не доступен для широкой общественности, решение об отмене штрафов выглядит несколько странно и не придаёт этому новому институту авторитета в глазах чешских предпринимателей.

Специалисты также отмечают недостаточную проработанность механизма подачи и последующей обработки судами данных, предоставляемых в новый Реестр действительных владельцев чешских компаний. Это подтверждают факты: большинство подач в реестр было зарегистрировано в декабре прошлого года. Такая активность в конце прошлого года была обусловлена тем, что в 2018-м году сведения о действительных собственниках можно было подать бесплатно, тогда как сейчас регистрация в Реестре обойдётся уже в примерно в 40 евро.

Из-за большого числа подач в Реестр в конце прошлого года, краевые суды были просто не в состоянии в течении пяти рабочих дней рассмотреть все заявления для регистрации. Так в декабре 2018 года суд в Брне получил 12 тысяч заявлений о регистрации в Реестре, при этом на каждого из 14 референтов приходилось более восьмисот заявлений для регистрации в Реестре.

Специалисты отмечают недостаточную информированность чешских предпринимателей о новом Реестре владельцев и его работе. В конце прошлого года большое число объединений собственников чешской недвижимости стали подавать данные в Реестр, хотя эти юридические лица, в отличии от чешских фирм в соответствии с Законом имеют для регистрации  ещё два года.

Судьи отмечают и низкую функциональность аппликации, с помощью которой происходит подача информации в Реестре действительных собственников владельцев: она часто зависает, из-за чего приходится заново начинать процесс регистрации, либо уже в самом конце работы с ней возникают проблемы с пересылкой финального результата подачи через датовку фирмы. И хотя Министерство юстиции Чехии, в чьей компетенции находится новый Реестр, пытается решить эти проблемы за счёт увеличения мощности серверов и постоянного усовершенствования баз данных, на работу Реестра жалуются как бизнесмены, так и судьи.

Однако, все перечисленные выше проблемы не могут, конечно, послужить оправданием того факта, что подавляющее число чешских фирм просто саботировало начало работы нового Реестра. Истинные причины этого поведения чешских предпринимателей лежат гораздо глубже, нежели недостаточная работоспособность аппликации Реестра, а также низкая информированность директоров компаний по этому вопросу. К примеру, в краевом суде Брна общее число заявок на регистрацию в Реестре, включая поданные по всем правилам, а также отвергнутые судьями из-за грубых ошибок, составило всего одну пятую от общего количества фирм, зарегистрированных здесь.

Немного подробнее о том, по каким причинам чаще всего судьи отказывали принимать заявки на регистрацию в Реестре собственников. Заметим, что одна треть от всех поданных заявлений содержала грубейшие ошибки, которые не оставляли шансов на регистрацию в Реестре. Наиболее частая ошибка при регистрации в реестре – обращение в Реестр людьми, которые не являются членами управления компаний. То есть, когда, например, заявка была подписана и послана через датовку владельца, а не директора чешской фирмы. Очень часто такую заявку на регистрацию фирмы отсылал в суд бухгалтер компании, что, разумеется, недопустимо по меркам чешского права.

Также судьи и независимые эксперты жалуются на недостаточную проработку Закона №304/2013 о общественных реестрах и отсутствие внятных пояснений и инструкций для регистрации в Реестре действительных собственников. Чаще всего чешские предприниматели просто не знают, какие именно документы нужно предоставлять для регистрации.

Это звучит парадоксально, но даже по тем чешским фирмам, которые уже зарегистрировали в новом Реестре действительных владельцев, никто не может дать гарантию того, что была предоставлена правдивая информация, так как и судьи не имеют действующего механизма для проверки подаваемых сведений. Более того, Закон вообще не накладывает обязательства на судей контролировать правдивость предоставляемых данных, что ещё более снижает в глазах общественности авторитет нового Реестра действительных собственников чешских фирм.

Серьёзные недоработки действующего Закона №304/2013 о общественных реестрах, в соответствии с Европейской директивой, направленной на борьбу с отмыванием денег, должны быть доработаны до 10. января 2020 года.   

Директива обязывает все страны ЕЭС ввести санкции в отношении тех фирм, которые не зарегистрировались в Реестре действительных собственников. Предполагается также, что реестр должен быть открытым для широкой общественности, что даст возможности контроля публикуемых данных не только со стороны государства, но и широкой общественности, негосударственных организаций типа Transparency International, а также средств массовой информации.

Напомним, что в настоящее время доступ к чешскому Реестру действительных владельцев имеют только государственные органы, адвокаты, нотариусы и банки. Министерство финансов Чехии ранее настаивало на том, чтобы отдельная информация  из Реестра была доступна широкой общественности, однако чешские парламентёры во время обсуждения и принятия Закона отвергли это предложение.

По имеющейся информации в настоящее время над новеллой Закона о реестрах работают представители Министерства финансов и Министерства юстиции, которые должны решить один из важнейших вопросов о том, что именно делать с фирмами-нарушителями, не предоставляющими данные в Реестр собственников – накладывать значительные денежные штрафы, либо речь уже должна будет идти о ликвидации фирмы в Чехии по решению государства.

Также один из острых вопросов, обсуждаемых сейчас – предоставлять или нет доступ к Реестру для широкой общественности. Очевидно, что некоторые данные просто обязаны быть недоступными для праздного любопытства. И речь не только о персональном номере директоров и владельцев компании (эти данные уже несколько лет являются засекреченными даже в открытом Торговом реестре Чехии). Новелла Закона должна учитывать и требования самих владельцев предприятий, публикация данных которых может поставить под угрозу их жизнь, сделать их потенциальными жертвами угроз и шантажа.

Как ожидается, финальная версия новеллы Закона №304/2013 о общественных реестрах будет предоставлена на обсуждение чешских парламентёров в апреле этого года.